МБОУ "СОШ № 12"
города Обнинска Калужской области
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    • целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    • конфиденциальность информации;
    • доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

    • Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
    • Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
    • Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.
    1. Обучающиеся организации имеют доступ только к сайтам в сети интернет, включенным в Реестр безопасных образовательных сайтов. Использование сайтов в сети интернет, не включенных в Реестр безопасных образовательных сайтов, запрещается.
    2. Во время уроков и других занятий в рамках образовательного процесса контроль использования обучающимися сети интернет осуществляет педагогический работник, ведущий занятие.
    1. Во время свободного доступа обучающихся к сети интернет вне учебных занятий контроль использования интернет- ресурсов осуществляют работники организации, назначенные ответственными приказом директора.
    1. Обучающемуся запрещается:
    • обращаться к ресурсам, не соответствующим их возрастной категории и запрещенным к распространению среди детей;
    • осуществлять любые сделки через интернет;
    • осуществлять загрузки файлов на компьютер организации без разрешения контролирующего работника.
    1. При обнаружении ресурса, содержащего информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующую задачам образования, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом контролирующему работнику.

    Детские безопасные сайты

    Список безопасных сайтов для учащихся

    http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. http://www.friendlyrunet.ru /- Фонд «Дружественный Рунет».

    http://www.icensor.ru/- Интернет-фильтр для детей. 

    www.tirnet.ru - Детский Интернет

    www.ms-education.ru и www.apkpro.ru. - электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет

    http://www.nedopusti.ru/ -  социальный проект по защите прав детей    «Не допусти»

    http://www.newseducation.ru/ - "Большая перемена"

    http://www.tvidi.ru/ -  «Твиди»

    www.mirbibigona.ru/ - «Страна друзей»:

    http://www.smeshariki.ru/ - "Смешарики"

    http://www.solnet.ee/  -  "Солнышко"

    http://www.1001skazka.com  - «1001 сказка».

    http://vkids.km.ru - Nachalka.info - учись, играй, развивайся!

    http://membrana.ru – «Люди. Идеи Технологии

    http://www.murzilka.org/ - Сайт журнала «Мурзилка

    www.rba.ru – Российская библиотечная ассоциация

    www.rusla.ru – Российская школьная библиотечная ассоциация

    www.bibliogid.ru – Библиогид

    www.fsu-expert.ru – Общественно-государственная эспертиза учебников

    www.litera.edu.ru – Российский образовательный портал

    www.e-kniga.ru – Электронная библиотека художественной литературы

    www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека

    www.mirslovarei.ru – Коллекция электронных словарей

    www.prosv.ru – издательство Просвещение

    www.vgf.ru – издательство Вентана-Граф

    www.lbz.ru – издательство БИНОМ. Лаборатория знаний

    www.schoolpress.ru – Школьная пресса

    Родителям

    • Ухудшение здоровья ребенка 
    • Интернет-зависимость 
    • Просмотр нежелательного контента 
    • Общение с незнакомцами
    • Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни.

    Дети в интернете: 4 главных опасности и как от них защититься.

    1.  Утрата денег. Первый вид опасностей – те, которые связаны с кражей денег.

    Фишинг – это выманивание паролей от различных сервисов, в том числе личных страниц во «ВКонтакте» или Steam, чем дети-подростки обычно очень дорожат. Их крадут, чтобы получить доступ к персональной информации, чтобы делать спам-рассылки, чтобы продолжать использовать – например, аккаунты игровой платформы Steam, где распространяются игры и есть своя социальная сеть.

    Еще одна техническая опасность – вредоносный код: например, пользователь перешел по какой-то ссылке, и компьютер заблокировался, и теперь пользователь видит только сообщение «Заплатите деньги туда-то, и компьютер разблокируется». Причем гарантии, что он разблокируется после оплаты, к сожалению, нет. Есть и другой вредоносный код: тот, что незаметно работает на компьютере, отправляя злоумышленникам те же логины/пароли или данные платежных карт.

    Обычное мошенничество – в интернете встречается так же часто, как и в реальной жизни. Его можно охарактеризовать всем известной поговоркой «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Например, предлагается купить смартфон по цене значительно ниже рыночной, человек отправляет деньги, но телефон так и не получает. Это очень популярная схема мошенничества: дорогой товар за небольшие деньги. И это очень хорошо срабатывает в ситуации с подростками, потому что они часто прицельно копят деньги на какой-нибудь игровой компьютер, и если они внезапно видят его не за 60, а за 20 тысяч рублей, то могут с радостью заказать его и перевести деньги.

    Определенную опасность для семейного бюджета представляют также и онлайн-игры – в них часто есть встроенные внутренние покупки. Чтобы обезопасить себя от этих трат, убедитесь, что ребенок не может тратить деньги с вашей карточки, привязанной к онлайн-игре, в том числе и если он зайдет в вашу игру.

    1. Зависимость. Интернет-зависимость чаще всего ассоциируется с играми, и родители, когда говорят о зависимости, имеют в виду прежде всего именно ее.

    Сегодня играют все дети, но в разные игры. Глобально их можно разделить на две группы: первая – это просто игры, в которые играют час-другой в день, проходят за несколько недель, и все.

    Вторая – это так называемые массовые мультиплеерные онлайн-игры, в которые можно играть годами, развивая своих персонажей, приобретая для них какие-то качества или оборудование и так далее.

    Если ребенок играет в такую игру, надо серьезно подумать, как это ограничивать, потому что такие игры действительно вызывают привыкание как у детей, так и у взрослых.
    Происходит это за счет того, что такие игры вбрасывают в детей якоря: один якорь – это социальные связи с другими игроками, которыми ребенок обрастает за время игры, второй – это финансовые вложения: я купил крутой танк, надо на нем покататься, я уже столько сюда вложил, что жалко бросать, третий – это потраченное время: как отказаться от игры, если я играю в нее уже полтора-два года.

    Зависимость – это болезнь, к ней следует так и относиться, и если ребенок ради игры начинает отказываться от еды, от сна, и тем более если проявляет агрессию, когда ему не дают играть, то надо идти к специалисту.

    1.  Нежелательное содержание.

    К сожалению, такие сайты появляются быстрее, чем Роскомнадзор успевает их блокировать. Кроме того, это может быть объявление на сайте, который блокировке не подлежит, – например, в форуме реабилитирующихся. Конечно, через пару часов модераторы его удалят, но какое-то время оно повисит.

    Помимо этого, безусловно нежелательным для ребенка контентом является все, что относится к самоубийствам и способам их осуществления, а родителям девочек следует обратить особое внимание на интерес дочерей к картинкам с анорексичными моделями – часто они распространяются как образец для подражания, и из-за этой пропаганды, особенно если она исходит от подруг, девочки начинают терзать себя диетами и отказываются от еды.  

    1. Незнакомцы. 

    Проблема состоит в том, что многие подростки чрезвычайно доверчивы, и незнакомец, который с какой-то целью хочет «подружиться» с ребенком, может за считанные недели в его глазах стать самым близким его человеком, единственным, кто его понимает и так далее. Достигается это с помощью манипулятивных техник и самых простых приемов, вплоть до активного слушания, когда ребенок что-то рассказывает собеседнику, собеседник повторяет это своими словами, и ребенок думает: о, он меня понимает, как никто! (Попытка втереться в доверие ребенка с тем, чтобы в дальнейшем его как-то использовать, называется онлайн-грумминг.)​​​​​​

    • Проверяйте надежность сайтов
    • Защитите свои учетные записи с помощью надежных паролей и двухфакторной аутентификации
    • Не нажимайте на подозрительные ссылки
    • Заведите несколько адресов электронной почты: личная, рабочая и развлекательная (для подписок и сервисов)
    • Не открывайте вложения от неизвестных отправителей
    • Никогда не отвечайте на спам
    • Не пересылайте конфиденциальную информацию (номер банковской карты, ПИН-код, паспортные данные) через мессенджеры социальных сетей. Письма со сканами документов лучше удалять сразу после отправки или получения, не надо хранить их в почте
    • Обновляйте свое устройство и приложения
    • Используйте общедоступный Wi-Fi с умом. Если заходите в соцсеть или почту с чужого компьютера, не забудьте разлогиниться
    • Не заходите в онлайн-банки и другие важные сервисы через открытые Wi-Fi-сети в кафе или на улице. Воспользуйтесь мобильным интернетом
    • Помните: банки, сервисы и магазины никогда не рассылают писем с просьбой перейти по ссылке, изменить свой пароль, ввести номер банковской карты и секретный код подтверждения или сообщить другие личные данные!
    • Выключайте Wi-Fi, когда им не пользуетесь. И себя защитите, и заряд батареи сэкономите. Обязательно отключите функцию автоматического подключения к Wi-Fi в вашем телефоне или планшете
    • Дважды проверяйте достоверность информации онлайн
    • Если в секретном вопросе вы указали девичью фамилию матери, которая сейчас есть в открытом доступе на ее страницах в соцсетях, обязательно поменяйте секретный вопрос
    • Куда обращаться, если что-то пошло не так? Деятельность интернет-магазинов контролируется теми же организациями, что и обычных: Роспотребнадзором, Обществом защиты прав потребителей. Обязательно напишите на Горячую линию Рунета: www.hotline.rocit.ru

    Педагогам

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся 

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
    11.  Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    Методические и справочные материалы

    Фотографии о информационной безопасности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie